Среда, 22.01.2025, 08:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Как правильно заряжать батарейки
как правильно зарядить батареюВ первую очередь это типоразмер (AA, AAA и т., обычно задан габаритами батарейного отсека прибора), тип "химии" (NiCd, NiMH) и емкость.

Поскольку химический состав разных типов батарей и аккумуляторов неодинаков, очень важно, чтобы используемое ЗУ было специализированным для конкретного типа аккумуляторов либо умело "находить компромисс" или изменять алгоритм заряда при работе с обоими рассматриваемыми типами. Но, как следует из названия, в них содержится кадмий, что требует специальной процедуры утилизации. Последнее обстоятельство в совокупности со стремлением к улучшению соотношения размера/емкости элемента для обеспечения бoльшей портативности устройств послужило толчком к широкому распространению NiMH-аккумуляторов. Как редко встречаемые за пределами классификации останутся агрессивные сверхбыстрые ("получасовые") и сверхмедленные (с зарядными токами, только в несколько раз превышающими требуемую для компенсации саморазряда величину) устройства.

Одним из факторов полного окончания заряда аккумулятора может служить оценка приращения напряжения на ламелях аккумулятора (метод "?V"). В случае с металлогибридным элементом величина этого пика составляет всего десяток милливольт, что требует от цепей анализа высокой точности, учета температурных параметров и применения помехоустойчивых алгоритмов оценки спада.

Среднескоростные зарядные устройства могут использовать те же вышеописанные принципы и заряды - с тем отличием, что токи через элемент в них не превышают 0,5С, что подразумевает более щадящий режим обслуживания АКБ. Недостаток у данного метода, в принципе, один - не всегда есть возможность ждать столь долго.

Среди известных недостатков NiCd и в меньшей степени - NiMH-аккумуляторов - необходимость периодической полной разрядки для сохранения эксплуатационных свойств (устранения "эффекта памяти"), высокий саморазряд (порядка 10% в течение первых суток) и большие габариты по сравнению с другими типами. Обычно от 60 до 70% предварительно отбракованных аккумуляторов этого типа можно восстановить для дальнейшей полноценной эксплуатации. Этот популярный метод, обычно называемый импульсным зарядом с частичным разрядом, или реверсивным, позволяет сохранить площадь активной поверхности электродов, увеличивая эффективность и срок эксплуатации аккумулятора. В результате аккумулятор меньше нагревается и лучше заряжается по сравнению со стандартным методом заряда постоянным током. Некорректное проведение последней операции может принести элементу больше вреда, чем пользы. Выявить их можно, оценив степень саморазряда, проведя тестирование через 4, 24 и 48 ч и проанализировав снижение емкости.

Современные NiMH-аккумуляторы характеризуются бoльшей удельной емкостью (до полутора раз по сравнению с элементами стандартной емкости того же типоразмера) и меньшей, чем у NiCd, склонностью к "эффекту памяти". Наш совет: не имея возможности детально проконтролировать параметры и выбрать тип обслуживания АКБ (разрядить перед зарядом, провести более глубокий восстанавливающий разряд или просто дозарядить элемент), желательно установить интервал между тренировками в один месяц для NiCd и 2-3 месяца для NiMH.Параметров пальчиковых аккумуляторов с точки зрения пользователя немного. д. Если нужно интенсивно работать с подобными элементами питания, в особенности соединенными в батарею последовательно, со временем приходится задумываться и об остаточной емкости, внутреннем сопротивлении и скорости саморазряда, ведь именно совместимость этих параметров определяет долговечность службы АКБ и характеризует ее пригодность к выполнению своих функций.

Представители наиболее давней технологии, аккумуляторы типа NiCd - "рабочая лошадка", которая интенсивно трудится и не доставляет серьезных хлопот. В ряде стран по этой причине они уже запрещены к использованию (либо экологические санкции в отношении их производителей делают массовый выпуск этих устройств нецелесообразным).

Так как мы условились исходить из потребительских оценок зарядных устройств, то все их многообразие, представленное на рынке, предлагаем условно разделить на три категории согласно времени, необходимому для полного заряда: быстрые (1-2,5 ч), среднескоростные (5-8 ч) и медленные (до 15 ч).

Для ЗУ первого типа, в названии которых, как правило, фигурируют слова "Quick" или "Rapid Charge", используются токи, численно равные значению от 50 до 100% номинальной емкости NiCd-элемента в режиме часового разряда (в сокращенной записи - от 0,5С до 1C, заряд меньшим током требует бoльшего времени). Критерием для NiCd- и NiMH-батарей является уменьшение падения напряжения на ячейках, наблюдаемое после достижения некоторого максимального значения, характеризующего полный заряд элемента.

Следует отметить, что в батарее из последовательно соединенных аккумуляторов с хотя бы одним "плохим" элементом в цепочке указанный критерий окончания заряда может не сработать и привести к ускоренному разрушению остальных элементов.

Наконец, до сих пор выпускается множество незаслуженно игнорируемых потребителями устройств, построенных на классических принципах, воплощающих универсальный способ работы с аккумуляторами: при необходимости разрядить их или батарею до напряжения 1 В на ячейку и заряжать далее в течение 10-12 ч током 0,1С. Еще один свойственен наиболее дешевым устройствам этой группы - если нет таймера заряда, то после получения ими 110-120% энергии (после 10 ч при заряде элемента током, например, в 0,12С) оператор должен вынуть батареи из устройства. В то же время при использовании интеллектуальных зарядных устройств, способных обеспечить тренировочные циклы и восстановительные методы, наилучшие результаты показывают как раз NiCd-элементы.

Повышение эффективности процесса заряда и продление ресурса элементов NiCd (опять же, в меньшей мере - и NiMH) достигается чередованием более коротких или менее мощных импульсов разряда с импульсами заряда. Он также улучшает "быстрый заряд", так как способствует рекомбинации газов, выделяющихся во время заряда.

Классическая стандартная процедура восстановления предполагает контролируемый разряд до минимального напряжения (как правило, до 1,0 В токами не более 0,5-1С), что в том или ином виде реализовано во многих недорогих зарядных устройствах, и ниже (так называемый восстанавливающий разряд аккумулятора, до 0,4-0,6 В при значительно уменьшенном токе, предотвращающем повреждение аккумулятора).

Попутно отметим, что некоторые старые NiCd-аккумуляторы (в определенной степени это обнаружилось и у NiMH) после проведения обслуживания достаточно близко "возвращаются" к первоначальной емкости, но при этом демонстрируют нестабильность параметров в последующих циклах эксплуатации. Если через двое суток остаточная емкость составит менее 50% набранной, то лучше на этот элемент в дальнейшем не надеяться. Однако "лечатся" они, как мы убедились на собственном опыте, значительно труднее: процент восстановления NiMH аккумуляторов - около 40%, причем в "запущенных случаях" (по разным источникам - это потеря более 25-35% номинальной емкости) попытки реставрации безуспешны. Если в работе используются "быстрые зарядки", то вполне вероятно, что придется прибегать к процедуре чаще - через 5-15 циклов работы.
Категория: Мои статьи | Добавил: defaultNick (11.03.2014)
Просмотров: 420 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: